Ислам и Советское государство (1917—1936)
Секты
Последний вопрос, на котором я хочу остановиться, это вопрос о сектах.
В Исламе два основных направления — суннитское и шиитское. Что из себя представляет суннитское направление — вам известно. Главное отличие шиизма (государственная религия современной Персии) от суннизма заключается в том, что шииты не признают трех «праведных» суннитских халифов: Абубакра, Османа и Омара, возглавлявших мусульманскую общину после смерти Мухаммеда, — и утверждают, что по праву наследственности Али, зять Мухаммеда, должен был быть первым халифом, а его преемниками — сыновья его Хасан и Хусейн, убитые при последующих халифах, как и сам Али60. Память об убийстве Хасана и Хусейна строго чтится шиитами и ежегодно [отмечается. — Д. А.] в первый мусульманский месяц Мухаррам, когда проводится повсеместно обряд «Шахсей-Вахсей», когда шииты занимаются рубкой и самоистязанием.
В эти дни несутся проклятия «лже-халифам» и их последователям суннитам. В память же об убийстве Хасана и Хусейна в Персии устраиваются религиозные мистерии, которые высмеивают «праведных» халифов и заканчиваются избиением актера, игравшего «лже-халифа», а также всенародным сожжением чучела Омара.
Настолько сильна ненависть шиитов к первым халифам (которые свято чтутся суннитами), что наиболее рьяные шииты надписывают имена Абубакра, Османа и Омара на подошвах своей обуви, чтобы затем в уборной старательно топтать их в нечистотах.
Новый период в Исламе характеризуется появлением различных сект, что следует объяснить экономическим сдвигом и изменением социальных отношений. Здесь мы встречаем следующие секты: а) бехаистскую, б) исмаилитскую, — выросшие на почве шиизма и) ахмадийскую, происходящую от суннизма. Рассмотрим кратко каждую в
отдельности.
Бехаисты
Исторически бехаизм происходит от бабизма (называется так по имени главы движения Баба), который, в свою очередь, берет начало от шиизма. Бабизм, возникший в 30-х годах XIX столетия на юге Персии, — движение закабаленного крестьянства, немногочисленного класса торговцев и кустарей против чудовищной эксплуатации шиитского духовенства, крупных землевладельцев и купечества, развивавшееся под
реформаторскими лозунгами Баба. Это рационалистическое движение отличалось революционностью и непримиримостью по отношению к господствующим классам феодальной Персии.
После ликвидации бабидского движения Персправительством на сцену выступил Бехаулла, сторонник реформистских лозунгов Баба. Однако революционные методы Баба из учения были изъяты.
Не являясь выразителем интересов наиболее эксплуатируемой части персидского общества, что составляло сущность бабизма, Бехаулла предвосхитил стремления персидского купечества связаться с внешним миром, втягивавшимся уже тогда в мировую торговлю. Он пытается создать широкую концепцию мировой религии, а от нее переходит к мысли
о религиозном братстве человечества.
В области религии Бехаулла объявляет обрядовые законы Ислама отжившими, борется с улемами, отменяет институт священнослужителей (религия без попов). Отметая все ограничения Ислама, он говорит: «Вы можете делать все, что не противоречит здравому рассудку». Главное внимание Бехауллы, как и его преемников, обращено на разработку социальных моментов. После смерти Бехауллы его идеи все больше
приспособляются к формам Запада.
Вот основные положения Бехауллы и его последователей.
1. «Всякая религия должна согласовываться с разумом и наукой. Все должно идти постепенно, природа служит хорошим примером для человека». 2. «Разделение человечества на нации и расы, земного шара — на государства и страны, есть результат невежества». «Все
люди — плоды одного дерева и листья одной ветви». «Не тот должен гордиться, кто любит родину, а тот кто любит весь мир». 3. «Правда будет очень хороша, если люди перестанут убивать друг друга» (всеобщий мир). 4. Равенство полов. 5. Установление единого международного языка для общения людей. 6. Мир должен управляться «домом справедливости» (международный парламент или трибунал.) 7. Разрешение проблемы экономического неравенства: а) ограничением права наследования (38 % наследства поступает в дом справедливости), б) установлением подоходного налога — 19 % взимается с доходов капитала.
Бехаизм распространяется в Европе и особенно широко в Америке; американские общины бехаистов наиболее мощны, как по своей пропагандистской работе, так и по материальным возможностям. Американские общины — опора бехаизма. Успех бехаистской доктрины у
части европейской и американской мелкой буржуазии объясняется тем, что бехаизм обещает бескровное разрешение «социальной проблемы». Численность бехаистов достигает 6–7 миллионов, причем лишь около одного миллиона падает на Персию.
Исламом бехаизм не признается мусульманским учением: это ересь, антимусульманское вольнодумство, пользующееся, однако, «чистыми» словами Корана. За свое учение бехаисты подвергались жестоким репрессиям со стороны шиитского духовенства; их били и вырезывали целыми семействами.
Возглавляет бехаистское движение сейчас Шоуги Раббани, правнук Бехауллы, родившийся в 1896 году; его резиденция находится в Акке (Палестина). Учился он сначала в Бейруте (Сирия) 63 в одном из европейских учебных заведений, а затем в Лондоне, в Оксфордском университете, и представляет человека с высшим европейским образованием.
В Средней Азии бехаисты появились в 80-х годах прошлого столетия. Оседали они главным образом в Асхабаде, откуда вели торговлю с Северо-Восточной Персией64. Причина эмиграции из Персии — преследования шиитского духовенства.
Наибольшее количество бехаистов — в городах Туркменистана. Всего в Ср. Азии бехаистов насчитывается до 1500 человек, причем около 950 из них находится в Асхабаде. Асхабадский Бехсовет является центральным для Средней Азии, которому подчиняются остальные общины бехаистов.
Основная масса бехаистов — торговцы, лишь незначительное число среди них — кустари, ремесленники. Руководящая роль в бехобщинах принадлежит целиком именно торговцам. Асхабадский Бехсовет имеет свой журнал «Хуршиде-Хавер» (издается на персидском языке),
большое количество которого расходится за границей, за пределами Средней Азии (Кавказ).
Необходимо особо отметить пропагандистскую работу Асхабадского Бехсовета. Бехаисты понимают, что их работа предполагает известную культурную среду и, понятно, не идут туда, где эти условия отсутствуют. В Туркменистане бехаисты не могут пополнить своих кадров
прозелитами65, почему вторую половину [19]26 г. и последующее время Асхабадский Бехсовет большое внимание уделяет городам Узбекистана (Самарканд, Бухара, Коканд и др.). Сюда посылаются наиболее талантливые пропагандисты, которые вербуют прозелитов из числа узбекской и таджикской интеллигенции. К бехаистам идут наиболее антисоветские элементы, представители той национальной интеллигенции, которая отошла от ортодоксального Ислама после Октябрьской революции и не только не приняла, но и резко враждебна материализму. Пропагандистская работа бехаистов в Узбекистане не ослабляется, а усиливается. Следует обратить внимание и на то, что бехаисты усиливают также свою
работу и среди известных кругов русской интеллигенции.
Таково положение с бехаистами.
Исмаилиты
Дальше об исмаилитах.
Исмаилиты, с точки зрения мусульман — и суннитов, и шиитов, — не считаются мусульманами. Признание исмаилитами величайшим и последним пророком Мухаммеда, сына Исмаила (а последний — сын шестого по счету шиитского Имама Джафар-Ас-Садыка) — ставит их в особое положение от мусульман, признающих последним и величайшим
пророком Мухаммада из Аравии.
Исмаилиты верят в земное воплощение божества. Бог переходит постепенно, меняет телесную оболочку, в различных лиц и никогда не покидает земного существования. В настоящее время он непосредственно воплощен в Агахане (Султан Мухамед Шах). Исмаилиты верят в переселение душ и в приход Махди, который совершит страшный суд, призовет к себе верных исмаилитов и установит строй вечного блаженства.
Обряды исмаилитов не тождественны с общемусульманскими. Также и молитвы их самостоятельны. Обычно они собираются в доме религиозных собраний, где на особом столе находится портрет Агахана, куда верующие подходят и совершают молитвы и поклоны перед ним, а затем целуют портрет. Многие из обрядов исмаилитами тщательно скрываются от непосвященных.
На нашей территории исмаилиты (таджики) расселены главным образом в пределах Горно-Бадахшанской области (Памир), куда учение исмаилитов занес Пир Шо Насыр (Хосроу), его книга «Ваджхетдин» («Лик веры») высоко чтится исмаилитами.
Каждый исмаилит подчиняется какому-нибудь пиру (ишану), который в свою очередь подчиняется Агахану. Исмаилитских ишанов на Памире насчитывается до 11, причем каждый из них имеет определенное количество своих последователей (от 200 дворов до 1000).
Особый интерес представляет следующее явление. У исмаилитов принято платить закят (своеобразный религиозный налог) Агахану. Обычно закят собирают ишаны и пересылают затем в Бомбей во дворец Агахана. Несмотря на крайне жалкие условия существования на Памире, исмаилиты все же считают своей религиозной обязанностью аккуратно высылать закят «земному богу» Агахану. Даже на съезде советов Западного Памира в 1924 году, на котором присутствовало около 99 депутатов, только меньшинство оказалось против посылки закята.
В дореволюционное время в виде закята вывозилось ежегодно около 10.000 руб. золотом. В данное время размеры закята значительно ниже и поступление его не столь аккуратно, как прежде. Это обстоятельство принуждает Агахана искать новых способов для упорядочения
сборов закята. У некоторых ишанов право сбора закята отбирается и передается специально избранным людям.
Сам Агахан Султан Мухамед Шах68 окончил Кембриджский университет в Англии. Он был некоторое время председателем мусульманской Лиги в Индии и проводил английское влияние. Последние данные указывают, что англичане удачно пользуются Агаханом со всем его
хорошо организованным аппаратом для борьбы с революционными и коммунистическими элементами в Индии. Вернувшись из Лондона, в ноябре м-це [19]26 года Агахан на исмаилитской конференции в Бомбее (присутствовало около 4000 исмаилитов) в своей речи о Советском Союзе и коммунистах заявил, что последние «хотят перевернуть весь мир и разрушить наиболее священные принципы религии и природы». Конференция приняла резолюцию о борьбе с коммунизмом всюду, где каждый из присутствующих ни находился бы.
Ахмадийцы
Перехожу к третьей секте — ахмадийцам. В 60-х годах прошлого столетия Индия становится на путь капиталистического развития. Торговые операции английского капитала вызвали к жизни новый слой посредников-туземцев, эти вкладывали накопившийся капитал в промышленные предприятия. Таким образом, развитие буржуазных слоев шло все возрастающим темпом.
Вновь образовавшиеся классовые слои не могли уместить свои идеологические требования в прежние религиозные формы; вместе с тем эти формы отвергали мирное сожительство с пришедшими европейцами, в частности с англичанами. В результате этих процессов в
Брахманской Индии появилась система Брахма Самадж, для мусульманской — ахмадизм. Та и другая абстрагировали учения, из которых они вылились, и вобрали в себя долю содержания западноевропейских религиозных построений, примиряя этим идеологически Восток и Запад.
Основателем ахмадизма является некий Мирза Гулям Ахмед — мусульманский улем из г. Кадиана, Гурдаспурского округа (Индия), предки его состояли на английской службе и были ревностными поклонниками англичан. С проповедью ахмадизма Мирза Гулям Ахмед выступил в 1880 году, выпустив тогда же свой труд под названием «Доказательства ахмадизма».
Прежде чем изложить основные положения ахмадизма, необходимо отметить ту канву, которую избрал для своей деятельности Мирза Гулям Ахмед.
Ортодоксальный Ислам учит: перед наступлением дня страшного суда явится Имам Махди вместе со своим помощником Христом. Тогда все человечество перейдет в Ислам и объединится в едином всемирном мусульманском союзе под властью Имама Махди. Последний будет царствовать 40 лет после чего наступит конец мира. Мирза Гулям Ахмед, как уже указано, в 80-х годах прошлого столетия объявил, что признаки приближения страшного суда налицо и что он — обещанный Махди и Христос в одном лице, Христос физически умер и не явится на землю.
Основные положения учения Мирза Гулям Ахмеда:
1) Мусульмане загрязнили Ислам. «Я пришел в мир, чтобы возвестить сокровенный смысл Корана». 2) Вооруженный джихад (священная война против неверных) отвергается: «Те, которые придерживаются способа распространения религии мечом, войной, являются
не друзьями Ислама, а его смертельными врагами. Ислам никогда не позволял употреблять меч для распространения веры, напротив — строго запрещал. Причиной джихада в раннюю эпоху Ислама явилась самозащита от непризнавших [эту религию. — Д. А.] арабских
племен, грозивших уничтожением всех последователей Мухаммеда. Постепенно это несознательными последователями Мухаммеда было принято как одна из наиболее важных обязанностей мусульманина — с оружием в руках распространять Ислам. Ахмадизм отвергает джихад. Запомните, что эпохи религиозных войн прошли. Войны, которые велись святым пророком, были войнами самообороны; прежде это было понятно, но теперь Ислам атакуется пером, а не мечом и поэтому мусульмане должны встречать противников своих и их нападения
тем же. Теперь неверующие не есть разбойничьи шайки, стремящиеся уничтожить Ислам, они выступают против него через написанные книги, и поэтому мы должны придерживаться той же линии. Внемлите же мне, ибо я пришел к Вам передать веление бога, что джихад с его
мечом подходит к концу, но настоящий джихад остается. Это не мои слова, а слова всемогущего бога». 3) Почитание англичан, преклонение перед ними — догма. «Мы всемерно должны благодарить бога за наступление английской эры в нашей индийской истории. Английская власть нас поистине из этих страстей ввела в сад труда и мирного существования».
Претензии со стороны Мирза Гулям Ахмеда на звание Махди, отрицание им вооруженного джихада, раболепие перед англичанами — все это восстановило против ахмадийцев приверженцев суннитского Ислама. Не довольствуясь территорией Индии, ахмадийцы рассылают своих проповедников по всему земному шару. Были посланы проповедники в
Афганистан. Там по фетве афганских улемов в [19]24–25 гг. 4 проповедника были насмерть побиты камнями, что навсегда восстановило ахмадийцев против афганцев.
Возглавляется ахмадийское движение сейчас сыном Мирза Гулям Ахмада — Мирза Махмуд Башируддином — человеком с европейским образованием, при котором имеется хорошо организованный центральный аппарат ахмадийцев, находящийся в Кадиане. Деятельность
Мирзы Башируддина как в самой Индии, так и за границей проходит в тесном контакте с английскими властями и их дипломатическими представителями. В распоряжении Мирзы Башируддина имеется ряд типографий, газет и журналов. В самой Индии насчитывается ахмадийцев до 800.000 человек. Между прочим, в связи с неудачами англичан в Афганистане Мирза Башируддин во 2-й половине [19] 26 года своим аппаратом развил широкую кампанию против афганцев.
В Ср. Азию с благословения англичан Мирза Башируддин также направлял проповедников. Центром своей деятельности они избрали Ст. Бухару. Особых успехов ахмадийцы здесь не достигли: до сего времени им удалось завербовать 4–5 человек. Один из них был увезен в
Кадиан для выучки и, вернувшись оттуда, стал убежденнейшим ахмадийцем. Все его попытки вести проповедь ахмадизма наталкиваются на серьезное сопротивление суннитского духовенства. Только опасения ответственности не позволяют бухарскому духовенству расправиться с ахмадийцами так же, как расправились с ними афганские улемы.
Выводы
Таким образом, нынешнее фактическое положение духовенства в республиках Средней Азии характеризуется следующим:
1) Лишение экономической базы высших духовных групп (просвещенское и судейское духовенство), переход этих функций к соответствующим советским органам толкнуло часть этого духовенства в кишлак (особенно Бухара) и на отход от религиозной деятельности в ряды
советской интеллигенции.
2) Несмотря на значительное ослабление мощи высшего духовенства, некоторая зависимость низшего мусульманского духовенства (мечетского) от крупных, влиятельных мударрисов, в частности, при назначении, сохранилась и в настоящее время.
3) По сравнению с общей массой духовенства приспособленческая его часть не особенно значительна. Она распространяет свое влияние в наиболее передовых (старых) городах и делает за последнее время ряд попыток проникновения в кишлак.
4) Сопоставляя деятельность приспособленческой и консервативной части духовенства, надо признать, что кажущаяся лояльность приспособленческой части к Советской власти и ее мероприятиям является только видимостью, по существу же обе группы в одинаковой степени
ведут работу против мероприятий Соввласти и партии.
5) Ныне существующие Духовные Управления особым авторитетом не пользуются у населения и значительной активности не проявляют. Несколько иное положение в Фергане. Там ДУ пользуется популярностью, проявляет определенную активность и в известной
мере распространяет свое влияние и на кишлак. В этом вопросе, как и вообще в вопросах организации духовенства, сказалось влияние ЦДУ, передающего свой опыт и навыки Духовным Управлениям в Средней Азии.
6) Нанесенный отчуждением в пользу государства культурных вакуфов удар по экономическому базису духовенства надо признать недостаточным, поскольку мечетские вакуфы остались совершенно нетронутыми и находятся в бесконтрольном распоряжении духовенства и поскольку даже просвещенские вакуфы изъяты не целиком.
7) Особенно упорно духовенство отстаивает свое влияние на школу, принимая меры к расширению [исламского. — Д. А.] вероучения и к оживлению конфессиональной школы путем введения в ней преподавания общеобразовательных предметов.
8) Нанесенный земреформой удар по ишанизму и связанное с этим ослабление влияния ишана на население получили свое отражение в усилении борьбы между ишанами, получившими специальную подготовку, и ишанами «наследственными». В отсталых областях, где земрформа проведена не была, ишанизм играет еще крупную роль.