Ислам и ОГПУ
Ислам и Советское государство (По материалам Восточного отдела ОГПУ. 1926 год)
Журнал «Ислам маджалласы» («Исламский журнал») с подзаголовком «религиозный, моральный и философский журнал» начал выходить в 1923 г. под редакцией казыя Кашшафа Тарджемани. Риза Фахретдин в статье «Религиозный вопрос сегодня» призывал соединить Коран и хадисы с потребностями современности и вводить изменения в жизнь, сообразуясь с Кораном и Сунной, говорил о необходимости выполнения законов шариата. Причем Фахретдин прямо ссылался на правовую концепцию Абу Ханифы и его традицию сохранения порядка и уважения к режиму. Муфтий выступал за максимальное поддержание контактов, обмен информацией и взаимопомощь между всеми органами ЦДУМ: религиозным съездом, улемами, мутаваллиями, духовными и ответственными личностями. В заключение Фахретдин призывал к организации съезда для обсуждения изменившихся реалий и принятия решений.
Риза Фахретдин, имевший многолетний опыт деятельности в качестве казыя во времена Александра III и Николая II выработал практически оптимальную в данных условиях модель диалога с властями. Ему удалось сохранить систему начального мусульманского образования,
численность мечетей, кадровый состав духовенства и структуру управления. С 1924 по 1926 г. в Башкирской республике даже происходит увеличение числа мусульманских религиозных групп и обществ соответственно с 643 и 417 до 717 и 473. Платой была политическая лояльность ЦДУМ, наиболее явно проявленная на Мекканском конгрессе 1926 г.
Однако все попытки добиться издания учебной литературы и официально организовать медресе были отвергнуты властями. Выпуск журнала «Ислам маджалласы», издававшегося с декабря 1924 г., был окончательно прекращен в 1928 г. На заседаниях Политбюро ЦК РКП (б)
в апреле–мае 1928 г. рассматривалась просьба муфтия Р. Фахретдина об открытии богословской школы (медресе) в Уфе, но партийные органы сочли «нецелесообразным» иметь подобное духовное учебное заведение.
Таким образом, власти вели политику, направленную на недопущение воспроизводства образованного духовенства, консервацию устоев, локализацию отдельных мусульманских общин, недопущение издания богословской литературы. Результатом такой политики было снижение догматического и общекультурного уровня местного духовенства, усиление ориентации на обрядовую сторону религии, отрыв от изменений, происходящих в современном мире вообще и в мусульманском мире в частности. Переход на латинский шрифт должен был закрепить эту прогрессирующую отсталость улемов и имамов ЦДУМ. Постепенное вымирание выпускников медресе, и прежде всего улемов-джадидов, неизбежно должно было привести мусульманское духовенство к роли достаточно маргинальной группы общества, не обладающей достаточными знаниями и образованием. Активная политика по получению высшего и среднего специального образования широкими слоями татарского общества неизбежно должна была уменьшить роль духовенства как одной из групп национальной элиты.