Салафит-ваххабиты Башкортостана

                                                   Салафит-ваххабиты Башкортостана

     Сегодня некоторые типы пытаются скрыть факты существования и распространения салафит –ваххабизма в Башкортостане. Этим типам рекомендую читать книгу шейха Зайнуллы Расулева (1833—1917) «Божественные истины», где уважаемый шейх разносить этих ваххабитов в пух и прах. Поэтому последние годы ДУМ РБ Башкортостана под управлением муфтия Биргалина не проводить «дни великого ученного Зайнуллы ишана». Они стараются, чтобы мы забыли своего родного духовного короля башкиров. Каждый год соседние республики Татарстан, Чечня, Дагестан, Казахстан проводят чтения посвященные «Великому шейху». А муфтият даже не вспоминает, что был такой великий ученный! Книга «Божественные истины»:  https://nazir1965.com/pdf-pdf-kitaptar/z%D3%99jnulla-r%D3%99s%D2%AFlev-%D2%BB%D3%99m-va%D2%BBabittar.html
     Ваххабиты – это последователи салафизма, идеологи «чистого ислама»- радикалы-исламисты, которые очень далеки от Исламской религии, ваххабизм – относится не к исламу, а к исламизму. Исламизм напоминает фундаменталистов в других религиях, повторяет фашизм и коммунизм в стремлении совершенствовать методику господства над населением. Наиболее важным признаком, отличающим Ислам от исламизма, является то, что последний подчиняет политику религии. Исламисты утверждают, что они авангард мусульман, интегрирующие веру и политику, но их главная задача – получение власти и реализация ее только исламистами с исключением из политического процесса иных сил.

     По мнению религиоведа Р. А. Силантьева: «Сейчас под ваххабизмом понимается не конкретная и чётко выраженная религиозная идея, а совокупность идеологий исламского происхождения, проповедующих крайнюю нетерпимость к инаковерующим и инакомыслящим. И оправдывающих их убийство. Проще говоря, традиционные мусульмане уживаются с представителями иных исповеданий, а ваххабиты – нет. Да, это подтверждается статьей газеты «Вакыт» изданной салафит-ваххабитами нашей республики, где они кроме себя всех: христиан, евреев, мусульман назвали кафирами! Ссылка: https://nazir1965.com/pdf-pdf-kitaptar/z%D3%99jnulla-r%D3%99s%D2%AFlev-%D2%BB%D3%99m-va%D2%BBabittar.html

     Если уж они всех нас называют кафирами, тогда называйте их ласково «вовчиками», слово ваххабит грубовато звучит, поэтому у нас один остаз любезно их так называл.
     И сегодняшний салафизм в нашей республике крепко связан с ваххабизмом. Но они на сегоднешний день поменяли свою вывеску и присосались к нашему традиционному Исламу и считают себя последователями Ханафитского мазхаба. Это истинная ложь, они не следуют по какому-то пути, по мазхабу, даже открыто признаются, что Ханафитский мазхаб – это прикрытие для них. О чем и подтверждают их намерения бунтующие против них мусульмане республики, ссылки: Письма читателей, обращения президенту; https://nazir1965.com/bez-rubriki/pisma-chitatelej-obrashheniya-prezidentu.html
     Недавно появилась аудиозапись муфтия Биргалина о его непричастности к идеологии салафит-ваххабизма, где он божиться: «Я беленький и пушистый, к ваххабизму отношения не имею». До этого два года защищал салафит-ваххабитов Башкортостана, а сейчас, к примеру в недавнем семинаре в Белорецком районе дает поручения некоторым имамам, чтобы на основании этой аудиозаписи оправдали его. Глупые имамы-хатибы ДУМ РБ надеясь на грамоты Биргалина крокодиловы слёзы льют. Люди с убеждением идей салафит-ваххабизма никогда не стануть на прямой путь. Пойдут на обман, на ложь, свою подлую истину будуть скрывать – они лицемеры Ислама. Биргалин уже два года обманывает мусульман Башкортостана, прикрывается ложью, распускает сплетни против тех, кто недоволен его политикой иделогии секстанства.
     Известный юрист республики, мой бывший преподаватель по юриспруденции Карамышев Руслан Диасович в своей книги: «Этнорелигиозная ситуация в республике Башкортостан (на примере Исламской уммы): проблемы, тенденции, перспективы» несколько раз упоминает о салафитских организациях, к примеру: «Некоторые салафитские организации юридически находятся в структуре ДУМ РБ, например в г. Уфе и Уфимском районе РБ: МРО «Фаляк», МРО «Рамадан», МРО Соборная мечеть в с. Миловка; и в некоторых городах и районах республики: Стерлитамак, Салават, а также Ишимбайский. Миякинский и др. районы...». Как мы знаем Биргалин в этой салафитской мечети «Рамадан» десять лет был имам-хатибом.

     В этой аудиозаписи Биргалин утверждает, что он не против за проведение религиозных обычаев башкирского народа. Не против за проведения мәжлисов посвященные покойникам, якобы сам участвует иногда. Чего он до этого молчал то, два года прошло после его избрания муфтием. Оказывается у него нету времени, чтобы присутствовать на всех похоронах, мероприятиях связанные с покойниками, как будто все его туда наперегонки приглашали. А его преспешники по всей республики наглели, запрещали всё, да он сам назначал мухтасибами, имамами мечетей этих безграмотных салафит-ваххабитов и с задним числом, с поделькой документов уволнял тех имамов, которые не были согласно с его ваххабитской политикой.
     Как будто он не противник проведения праздников Мавлид байрам. Почему тогда, когда другие муфтияты на уровне республик, даже в Москве проводили каждый год Мавлит-праздники на высочайшем уровне, он забывал поздравлять мусульман республики Башкортостана этим великим праздником? А сейчас Биргалин «переобулся» и приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам или желая извлечь какую-либо выгоду заговорил. Наверно его крепко прижали сверху или он надеется на следующих выборах переизбираться.
     Так, господин Биргалин, я пишу статьи против вас с пременением только документальных фактов, чтобы вы поумнели в своих действиях. Найдите в моих статьях ложь или неправду, докажите. Вот ваш назначенец Ситдиков Р., мухтасиб Абзелиловского района раздает вот такие книги намаза, где написано, что нельзя читать Коран покойникам, так выходить он идет против вашей политики управления, настраивает народ против вас. А вы тут говорите про чтении аятов усопшим. В этой же книги неизвестного автора пишется, что мавлиды проводяться с целью набить животы муллам. То есть эта книга написана с целью провоцировать молодежь против мусульман традиционного Ислама Ханафитского мазхаба. Чтобы радикализировать молодежь, вызвать у них ненависть обычаям и традициям башкирского народа, тут явно пахнет содействием, поддержкой терроризма и экстремизма. Этот пришелец-назначенец мухтасиб с ваххабитским взглядом давно уже мутить воду в Абзелиловском районе, а вы пытаетесь его реалибитировать, заставляете его в учебных видео сниматься. На этих обучающихся видеопоказах полная безграмотность Ситдикова, даже элементарный намаз не может читать. Биргалин вы позорите таким тупым мухтасибом Абзелиловский район. Боитесь снять его с должности? Это понятно, почти половину вашего прихода составляют мечети Абзелиловского района, когда в соседних районах неполный десяток мечетей. Боитесь обидеть брата салафит-ваххабита? Вот книга Ситдикова с ваххабитским толкованием:

ваххабитская книга намаза

ваххабитская книга


скрывают от живых

от живых


мавлид по салафи

салафиты


не покойникам

а живым

     Уже мы мусульмане Абзелиловского района, видим как портится молодежь от ваших салафит-ваххабитских идей, уже они выступает против мулл и имамов района. Как они группируются в мечетях района, проводять скрытые мероприятия, в интернет пространствах разносять ваххабитские учения, а сами, если посмотреть на их личные страницы, крутые посетители порносайтов и секс групп. Кто ими управляет, такие же тупые имамы без религиозного образования, которые получили назначение после недельного курса изучения основ религии или бородатые люди с улицы, понятия не имеющие об Исламе. Никакого отношения к исламу не имеют, соблюдают какие-то этические, религиозные нормы. Умеют намаз читать, но не знают, что такое ислам. Эти люди агрессивные, неподконтрольная масса, которые скрывает свои истинные намерения.
     Биргалин, если ты противник салафит-ваххабизма, тогда почему убрал, снял множество тех имамов, которые были не довольны вашей ваххабитской политикой. Документальные факты на моем сайте, читайте по ссылкам внизу. Вот опять недавно отстранили имама-хатиба Учалинского района, деревни Москва. Вот, что он пишет в соц. сетях:
     В Башкирском муфтияте началась священная война … как было ими озвучено, имамов закончивших РИУ начали выводить из муфтията. Так и меня убрали из Московской мечети за крамольные тексты… вот роковые слова:
     В наше не простое время, последователи Абдуль Вахаба, не сидят тихо, а делают своё греховное дело, обманывая народ и подкупая правителей.
     Адепты (представители) вахабитов получают зарплату от своих иностранных хозяев.
     Будучи нашими соотечественниками, они обмануты и свято верят в то, что очищают ислам от невежества, ширка и нововведений. Однако не понимают, что сами невежественны и полны нововведений.
     В своей массе они не грамотны, однако могут красиво выполнять призыв на молитву и читать Кур’ан Карим. И не только этим псевдосалафиты привлекают людей к сектанству. Они говорят, что не следует выполнять сунны, ваджибы и мустахабы. А так же не держат руки в дога, не читают Кур’ан умершим на могилах и дома. Аяты не проводят и прочее. Они говорят, что им достаточно Кур’ана и хадисов, отвергая тавсиры (пояснения текстов Кур’ана и хадисов).
     Показывая упрощение и облегчение выполнения религиозных обязанностей . Но не это главное, а главный грех — придание ими Всевышнему Аллаhу атрибуты созданных — место, время и телесности…
     Являясь сектантами, они ещё и лицемеры (мунафики), прикрываясь масхабами говорят одно, и делают своё… Это страшнейший грех перед Аллаhом субхана уа Тагаля. Пусть Всевышний убережёт нас от наущений шайтана агузубилляhи, а им очищение их сердец и прояснения разума. Отправь им ученных мужей и правильные учебные заведения, ибо они из нашего народа, а народ не пропадёт если будет един в своих традиционных ценностях и религиозных убеждениях.
     А Аллаh субхана уа Тагаля знает лучше…
     Имамы пока не поздно , включите мозги, переходите быстрее в состав ЦДУМ, эта тенденция давно уже у них практикуется и дело не в том, что кто то закончил РИУ или нет. Кто, не поддерживает ихнюю идеологию они будут тихонько будут избавляться от таких хазратов , это просто вопрос времени, тем более по уставу у них все просто, муфтий может хоть каждый день менять имамов. По уставу у них ханафитский мазхаб, на деле все мы знаем что там.
     Как бы не оправдывался Биргалин, он лицемер, от курса ваххабизации Башкортостана не свернет. А управленческий аппарат Башкортостана, зная свой такой позорный промах в религиозной политики республики, пытается тщетно скрыть эти факты. В данный момент эту статью читают заместитель премьер-министра правительства Башкирии Азат Бадранов, Кильсенбаев Урал Тагирович — заместитель руководителя администрации главы РБ по внутренней политике, другие крупные чиновники Хабировского аппарата, депутаты Курултая, также сотрудники ФСБ. Этот сайт с посещением тысячи человек в день читают по всему миру. Зря что ли домен сайта указан nazir1965.сом. сом означает международный стандарт посещения. Это единственный сайт на башкирском в международном формате посещения (чтения). Позор и стыд перед всем миром, что наше правительство РБ допускает ваххабизм в республике. Допускает таких малообразованных людей управлять религией страны.
     На заявления имамов против Биргалина у них всегда отписка: не имеем права вмешиватся из-за таких-то законов. Даже глаза закрывают на поддельные, на фальсифицированные  документы Биргалина. Говорят: даже господин Сидякин старался уж прикрывать Биргалина. Раз уж так, тогда дайте возможность печатать Биргалину поддельные рубли, доллары, ему ведь все дозволено.
     Политика невмешательства гос. аппарата в религиозные дела муфтията ДУМ РБ, кроме тех, где чиновничий аппарат преследует мусульман пытающихся выйти из состава ДУМ РБ, также выступающих против секстанства Биргалина, со временем приведет к тому, что обнаглевшие салафит-ваххабиты проникнуть в госструктуры, вот пример с нашего района, где глава района Нафиков братанулся с ваххабитом Р. Ситдиковым. На фотографии выложенной в районной группе в обнимку стоят, рад, что по просьбе однокурсника ваххабита – зама Биргалина Фидана Газизова поставил Ситдикова мухтасибом района. Внес большой вклад для воспитания молодежи в духе радикал-национализма в сочетании салафит-ваххабизма. А председатель комиссии по вопросам государственно-конфессиональных отношений и взаимодействия с религиозными объединениями при главе администрации Абзелиловского района РБ Исламбаев Булат Юнусович который должен следить за порядком, мечтает занять кресло главы района.

булат

исламбаев

     Это они допустили распространения салафит-ваххабизма в Абзелиловском районе, а при попытки образумить их, они через свою любовницу, журналистки Валеевой на нас выплеснули грязью через районную газету «Абзелил» поддерживая ваххабизм в районе.

МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

страна

     Кстати, глава Нафиков усердствует для выделения земельного участка в зоне горнолыжный базы «Металлург» города Магнитогорска, якобы маленький участок для молильного дома Биргалина, где он со временем откроет ресторанный бизнес и Нафиков наверняка будет в доле. Слишком уж зачастил Биргалин в наш район и табунами лошадей интересуется. Биргалин человек бизнеса, а не Исламской религии, плевать ему на муфтият ДУМ РБ. Он пришел в муфтият, чтобы наладить связи и иметь блат. Смотрите, является руководителем четырех приходов мусульман, наверно не доверяет кассу мечетей другим, председатель фонда, продает воду Таймас (бесплатную воду который нам дал Аллах) и имеет КФХ, где разводить лошадей и ослов, мулов, лошаков, мясо которых кроме лошади, харам для мусульман, интересно куда сплавляет туши, не собак же вскармливает. Бизнес имеет: https://apmrf.ru/company/ooo-tajmas-prestizh/ и содержит ослов; https://www.rusprofile.ru/ip/316028000093650
     Безнравственная идеология вседозволенности которым пользуется эти сектанты, распространение их идеологии приведет к тому, чего мы увидели в событиях радикал-национальных выступлениях молодежи Казахстана, а сегодня в радикально настроенной нацистской Украине. Молодежь попадая в радикальные сети ваххабитов, проявить себя скоро, не думайте, что оно стороной пройдет, что все у нас благополучно. Конфликт падение морального уровня общества уже проявляется. Мировой кризис, социальное обострение общества, недовольства, бунты впереди. Разве вам падение такого могучего государства СССР не пример? До сих от допущенных ошибок не можете выводы сделать?
          К тому же неосторожные высказывания некоторых видных людей, к примеру, фамилию которого не укажу, старшего преподавателя БГУ о создании маленького Башкортостана может привести к расколу общества республики. Грамотные люди поймут о чем речь идет в этой статьи, а неграмотные салафит-ваххабиты проявляя радикальный национализм и внушая себе ложный патриотизм наделают дров.
     При переходы некоторых мечетей из состава ДУМ РБ в состав ЦДУМ всегда сопровождаются подстрекательством чиновников против татарской национальности. Проявляя шовинизм они так стараются толкнуть родственные народы против друг друга, чтобы создавать среди масс враждебные настроения, якобы они — переходящие предают нас, переходят в сторону татар.
     Вот из-за таких сволочей и начинается вражда между народами. Вот отрывок из истории: В период гражданской войны и обретения национально-территориальной автономии Башкирской республики остро встал вопрос об автономии башкир не только в политической, но и в духовной сфере. На сигналы о возрастании башкиро-татарской конфликтности вплоть до изгнания татарских мулл из башкирских селений указывал башкирским коммунистам даже В. И. Ленин, убедительно обосновав необходимость решения этого вопроса: «Затем мы указывали на то, что вражда татар ограничивается лишь узким кругом шовинистически настроенной башкирской интеллигенции. Тогда Ильич задал нам примерно такой вопрос:
     - Ну, а кто же так недавно выгонял с побоями из башкирских деревень татарских учителей и даже мулл как колонизаторский элемент, башкирская интеллигенция или сами крестьяне?
     - Конечно, — отвечали мы, — делали это крестьяне, но это было результатом агитации башкирской интеллигенции.
     - А кто сформировал полки и бригады из башкирских крестьян и сумел их повести в бой против кого угодно?
     - Тоже башкирская интеллигенция, — тихо промолвили мы упавшим голосом. На несколько секунд беседа прервалась. Мы молчали, ибо дальше некуда было ехать. Ильич нас поставил, что называется, прямо лицом в угол».
     В наше время этому пример: старшие поколение с двух сторон: башкиры и татары до сих пор не могут забыть историю «Шакиризации», когда под угрозой в паспортах прописывали татар башкирами. Эта силовая мера принуждения до сих пор отражается враждебностью некоторых лиц относительно по национальности. А тут ваххабиты с чиновниками сгущают краски. Создают предпосылки для проявления радикального национализма, шовинизма в отношении других национальностей.

     На этом видео назначенец-мухтасиб Абзелиловского района читает намаз с грубейшими ошибками. Это видео выложили на официональном сайте ДУМ РБ как учебный материал для начинающих обучаться намазу. Этот человек, якобы учился в Саудовской Аравии три года и не умеет читать намаз. Якобы 25 лет находиться в вере и является верующим мусульманином, даже работал имамом, откуда его прогнали. Это очень странно, его  близкий друг Загир Галин с которым он обучался в Саудовской Аравии был завербован спецслужбами ваххабитской Аравии, (Газета коммерсант: Как пояснили “Ъ” в прокуратуре Башкирии, Загир Галин состоял в так называемом баймакском джамаате, существовавшем под вывеской открытого в 2009 году Зауральского мусульманского молодежного комитета. Его основателем был предприниматель из райцентра Баймака Нурмухамет Бикбирдин. По данным УФСБ по Башкирии, в 1998 году во время хаджа в Саудовскую Аравию он был завербован представителями чеченских бандформирований. Всего в состав комитета, по данным силовиков, кроме Загира Галина и Нурмухамета Бикбирдина входили брат основателя ячейки Нургали Бикбирдин, Ахмет Хусаинов и Ришат Вахитов. Загир Галин считался духовным лидером организации. Известно, что он проходил обучение в Исламском университете города Медины в Саудовской Аравии. Члены организации исповедовали так называемый нетрадиционный ислам салафитского толка и, как заявляли в УФСБ, вели «скрытную антироссийскую и антиконституционную пропагандистскую деятельность среди населения», распространяя агитационные материалы https://www.kommersant.ru/doc/2996065), а он Ситдиков всегда остается сухим. Даже тогда, когда в Баймакском районе посадили его дружков ваххабитов за захват мечети, он увернулся. Возможно тогда он является агентом ФСБ? Внедрен в круг салафит-ваххабитов спецслужбами? Если нет, тогда возникает вопрос ФСБ — чем занимался Ситдиков Р. три года в Медине, если не умеет читать намаз? Ссылка:


Рустам Ситдыков

Ситдиков

    На этом видео Ситдиков не умеет читать важнейший элемент намаза Аттахият: читает галана (галяйка) набиййу. Пропустил слово аййуһан, о чем внизу их  разоблачает Ильнур Сарбулатов. Эти мухтасибы не только намаз, но при тахарате какую часть лица мыть не знают! Также в соц. сетях Ситдиков помещает времена намаза, где перепутаны дни недели, ужас такая безграмотность ставленников Биргалина! Например время намаза за февраль месяц, внизу в углу метка подтверждающая авторство Ситдикова. Последняя пятница недели по числам приходиться на день субботы!?

Заявление Бастрыкину! https://nazir1965.com/bez-rubriki/zayavlenie-bastrykinu.html

     То, что творится сегодня в муфтите ДУМ РБ, это ужас, полный развал. Такого я даже не смог представить. Внизу читайте статью известного преподавателя арабской грамматики и языка Ильнура Сарбулатова, которую он недавно опубликовал на странице контакта. С его разрешения я этот материал разместил на сайте:
     Давненько этого не случалось, но сегодня с утреца решил в кои-то веки зайти в ВК. Обрадовался не по-детски, увидев, что Айтуган Куланчин (https://vk.com/id61467785) записал серию качественных видеозанятий по арабскому алфавиту на башкирском языке. И млад и стар давно ждали этих уроков: 🍃 https://youtu.be/ztkqMrlotkA 🌱
     Но меня ждал и неприятный сюрприз. Точнее, два . Тахарат и намаз в инновационном формате а ля мазхаб ханафи.
     Просмотрел первое видео: https://vk.com/video-178900207_456239278 и чуть не поперхнулся от услышанного. Один тахарат чего стоит, вкупе с классической оговоркой по Фрейду: Так по Абу Ханифе, а по Сунне должно быть так... Все как доктор Мукбиль прописал. А от второго художественного шедевра — выпал в полный осадок: https://vk.com/video-178900207_456239277
     Возник вопрос, разве нет никого, кто проверяет подобные учебные пособия перед тем, как выложить урок в общий доступ? Говорю это без сарказма и я не придираюсь к мелочам. Грубейшие ошибки в стратегически важных элементах намаза.
     Это же, извините, не балаган, а ДУМ РБ!
     Например, даже среди разношёрстной салафистической шатии братии большинство считают, что аттахият Абдуллы ибн Масуда رضى الله عنه изменять нельзя! Даже всякие бенбазы и усаймины не разрешают.
А в ханафитской школе фикха тахият обязателен (ваджиб) и читается:
السلام علىيك أيها النبي ورحمة الله وبركاته
     Ассаламу алейка аюханнабию уа рахматуллахи уа баракатух!
а здесь мы видим олбанский вариант исполнения (11 минута на видео рустама):
السلام على النبي
     Ассаламу аланнабий!
     Мои просьбы изменить или удалить видео, к сожалению, не увенчались успехом.
     "Нормально же, типа ты че гонишь опять, больной чтоль? Весеннее обострение? Не создавай фитну на пустом месте! Деды не зря воевали!"
     Мудрые пескари... ой, мухтасибы, глубокомысленно молчат, оценивая вред и пользу сказанных слов. Простые имамы боятся моргнуть, кабы что-нибудь не случилось
     Поэтому вопрос остается открытым, зачем обманывать (вводить в заблуждение) людей? Ведь на крайняк, можно хотя бы изменить название видео на «намаз без привязки к какой-то правовой школе» или «Олбанский намаз». Но относить это безобразие (бутафорию) к ханафитскому мазхабу — это перегиб, ребята.
     Также прекрасно понимаю, что в этом есть и идеологическая подоплёка, связанная с убеждениями наших современных последователей неждийских старцев. Но не будем углубляться в эти дебри.
     P. S.: Не за себя, за думрбшку обидно. Но это не точно.
     После моего вчерашнего комментария относительно выложенных уроков в группе ДУМ РБ, ко мне в личку поступило много сообщений. Как положительных, так и не очень добрых. Кто-то просто разочарован во мне.
     Спрашивают, в основном, кто я такой и почему качаю лодку башкирских салафитов? Постараюсь развёрнуто ответить на первый. Может таким образом прояснится ответ и на второй вопрос.
     🕌 Я деревенский мулла.
     По крайней мере, был им достаточно долгое время до вчерашнего дня (16.02.2022).
     Первого человека похоронил, как я помню, жарким летом в 1998 году. Покойную звали Фагиля, и, если мне не изменяет память, в качестве хаер-садака мне подарили аж целого барашка. Проводить имянаречения, никахи читать начал примерно в начале 2000.
     В общем, мелюзга, и место своё в пищевой цепочке знаю.
     Пару раз чуть ли не силком меня хотели назначить мухтасибом. Но у меня хватило «смелости и ума» отказаться, так как я ещё не достиг таких высот мудрости.
     До известного конфликта с некоторыми муфтиятскими салафитами, связанного с мультимазхабной сиддикхановской «Жемчужиной фикха», вплоть до 2021 году занимал должность зама мухтасиба по учебной части в одном из районов РБ (приказ об отстранении в прицепе к данному посту). Я открыто высказал свою позицию насчет этого вредного для мусульман учебника и запретил распространять его в южных районах РБ. За что меня и сняли с должности.
     Сам по себе я никогда не лезу на рожон и в чужие дела, органически не переношу конфликтов и считаю, что худой мир, лучше доброго спора. Те, кто меня знает, говорят, что у меня тяжелый характер, но я не амбициозен и скромен. Приступами альтруизма не страдаю, стараюсь приносить пользу людям и обществу тихо и незаметно. Обычно нахожу с людьми контакт, иногда могу быть обаятельным и коммуникабельным, но излишнее общение переношу тяжело. Не люблю поездки и переезды. Близких друзей у меня мало. Близких знакомых много, а просто знакомых – цифры зашкаливают. Если можно тихо посидеть в углу и почитать книгу, то я так и сделаю.
     Всегда делал акцент на преподавании. Мой скромный хлеб тоже связан с этой деятельностью. И так получилось, что в своей основной массе мои ученики – это пожилые люди.
     С 2003 года я худо бедно преподаю арабский алфавит, таджвид, 40 хадисов, фикх и арабский язык.
     Опять же звёзд с неба не хватаю.
     Алфавитом занимаемся по авторской программе. Это широко известный в узких кругах учебник-тренажёр «Муршида»: https://disk.yandex.ru/d/pNz-i1lCtAQAd
     Молодые люди проходят его за две-три недели, а пожилые ученики с напрочь отбитой памятью начинают более менее уверенно читать – через месяц, полтора. Мои ученицы-бабушки шутя называют его: «Арабской азбукой для трактористов и доярок»
     📖 По акиде изучаем учебник имама Тахави.
     📖 По фикху – раньше изучали гыйбадат исламия, сейчас перешли на – «Тухфатульмубтади» Ибрахима аль-Ихсаи. До «Нурульидаха» редко когда добираемся, так что это скорее исключение, чем правило.
     📖 Арабский язык – это мединский курс, да и то лишь первый том. Когда-то очень давно сделал к нему полный цикл видеоуроков. Скачать все уроки одним файлом можно здесь: 💾 https://yadi.sk/d/mgKEY_N1s72aP
     Кому-то они нравятся, кто-то предпочитает других лекторов. Обычно полностью мои уроки от начала до конца уроки проходят в наших российских тюрьмах. Чем строже режим, тем лучше результат))) Не знаю, как они там умудряются, но получается неплохо.
     📚 По сарфу (морфология арабского языка) –
     📖 «Занимательная сарфология» (https://disk.yandex.ru/d/_adjnCIJsLrKt),
     📖 «Амсиля» (https://disk.yandex.ru/i/Th_6lAomWgpnG), редко с кем добираемся до 📖 «Бина» (https://disk.yandex.ru/d/0n-xlSu-eiKHq).
     📚 По нахву – 📖 «Аджуррумия» (https://disk.yandex.ru/d/yUvSE_jCfKASF). 📖 «40 хадисов» читаем с комментарием ибн Раджаба Ханбали.
     К современным учёным ахлисунны отношусь почтительно. Стараюсь слушать их уроки и читать их книги каждый день без исключения. Упомяну некоторых из них:
     1) Шейх Ибрахим Худхуд: https://www.youtube.com/channel/UCpBx7BnzmQjwmSE99906...
     2) Шейх Фатхи Хиджази: https://youtu.be/VMUJU0eFSOs
     3) Шейх Саид Абдрахим: https://www.youtube.com/channel/UC4lGipGUyldu8ZsHgG0k...
     4) Конечно же, шейх Юсри Джабр: https://youtu.be/bKHxRiC6KSU
     До 2012 года достаточно лояльно относился и к неждийским старцам (БенБазу, Усаймину, Албани и Фавзану). Как хотя бы с виду, порядочный человек, я старался найти компромисс с их учениками. Но уже ближе к 18 году понял, что это невозможно. Ну и слава тебе Господи, ведь лучше осознать это поздно, чем никогда.
     Почему? Да потому что это «Саляфия» постоянно меняется, обманывает себя и других, новая поросль съедает старую. Вроде думаешь вот вот нашёл с ними точки соприкосновения, как на горизонте появляется какой-нибудь новый брат-ахишка, толкующий Коране и Сунне в инновационном ключе и как зомби кидается на остальных «заблудших» мусульман. А если салафиты становятся имамами, а тем паче мухтасибами, тогда пиши пропало, тушите свет, дамы и господа! Начинаются чудеса в решете... Но напишу об этом в следующем посте, إن شاء الله
     К ибн Таймие и ибн Кайиму отношусь хорошо, но сдержано. Считаю их учёными ахлиссунны. Естественно, не следую за ними в том, в чем они пошли против общего мнения ученых: троекратный развод, конечность ада, философские воззрения о предвечности мира, التسلسل وخلق الحوادث في ذات الله. Большие ханбалитские ученые (и не только) не считали их муджассима или мушаббиха, но тот, кто ищет в их трудах таджисм, обычно каким-то образом находят.
     Когда мне говорят или пишут про их таджсим (придание телесности Богу) и ташбих (антропоморфизм), сразу в памяти всплывает стих из ибн Кайимовской нунии:
     لسنا نشبه وصفه بصفاتنا إن المشبه عابد الأوثان
     Кто в теме, тот поймет, что я имею в виду.
     Отнесение примитивного анропоморфистского саляфизма-ваххабизма к ибн Теймии считаю большим историческим недоразумением и несправедливостью. Да, я сейчас немного подостыл к трудам ибн Таймии и ибн Кайима, точнее переключился на других ученых, но первое, что я прочитал от корки до корки на арабском языке были: «Убудия», «Тазкиятунафс» и «Васития» ибн Таймии, а «Благодатный дождь прекрасных слов» и «Мадарижуссаликин» ибн Кайима в конце девяностых были моими настольными книгами, после Корана. На русском языке эти книги есть, но в большинстве своём, они урезаны или нагло искажены саляфитскими исследователями. Все, что не соответствует Корану и Сунне в их узком неждийском (саляфистическом) понимании, выкинуто за борт.
     Из русскоязычных лекторов с интересом слежу за каналами и страницами
     📌 Хайбуллина Ишмурата (https://www.facebook.com/shirgazi),
     📌 Хасу Ацаева (https://www.facebook.com/khasushishany),
     📌 Иман (https://www.facebook.com/iman.kuanyshkyzy)
и получаю интеллектуальное наслаждение от лекций
     📌 Тимура Гази (https://www.facebook.com/timourgazi777).
     Ваххабитами, хизбитами их не считаю. Хотя признаюсь, что наши башкирские татарские фангруппы вокруг харизматичного Хайбуллина Ишмурата меня напрягают, ведь с такими муридами и врагов не надо.
Из сайтов, в основном, захожу на свой: http://nuruliman.ru/, а также люблю время от времени изучать, перелистывать сайты: https://azan.ru/ и https://muslimlife.info/
     Всегда отдельно выделяю грандиозный вклад Абу Али Ашари и Ахмада Абу Яхьи в последовательном распространении и продвижении наследия Ахлуссунна на территории стран СНГ. А книжный проект «Махмудия» заслуживает огромного лайка и поддержки! У них есть отдельный канал в телеграм: https://t.me/mahmudiya и инстаграм: https://www.instagram.com/mahmudiyya/
     Вот, как-то так…
     Я деревенский мулла, придерживаюсь традиционной (суннитской) ханафитской школы фикха, в акиде исповедую то, что сохранил, систематизировал великий имам Сунны АбульХасан аль-Ашари. Также считаю, что тасаууф – это душа Ислама, наука, требующая долгого и подробного изучения и практики.
     В общем и целом, не очень грамотный, но в каких-то простых и элементарных вещах, связанных с религией, разбирающийся. Могу именем наречь, никах прочитать, покойника помыть и как положено похоронить, джума провести, могу арабскому алфавиту научить, а также каким-то азам морфологии и синтаксиса обучить.
     Вроде ничего не упустил. Да, забыл добавить, что я не герой, но характер у меня тяжелый и неповоротливый.
     Все...
     В прошлых постах я рассказал о себе. И высказал свою позицию по отношению к некоторым современным модернистским исламским течениям в РБ.
     Сейчас попробую ответить на вопрос:
     «Кто виноват во всём этом бедламе? Муфтий, Трамп или геомагнитные излучения? Или все же есть другие причины?»
     Сразу скажу, что я категорически не согласен с тем, что после смены в 2019 году руководства ДУМ РБ некие салафито-ваххабитские организации начали «активную пропаганду идеологии ваххабизма и, используя секретные техники НЛП, сейчас стремительно увеличивают число своих последователей». И то, что муфтий ведёт «открытую политику на ваххабизацию населения, мечетей, мусульманских общин республики».
Ей-Богу, слишком примитивно и наивно.
     Если бы вдруг кто-то, не дай Бог, поручил ДУМ РБ провернуть подобный гнусный проект, уверен на двести процентов, что наши религиозные деятели непременно потерпели бы фиаско! Почему? Да потому что они и не такие мероприятия проваливали. Шучу, конечно! Но в моих словах есть доля правды.
     Мы с детства помним происшествие, которое как-то раз случилось с Незнайкой: в него врезался огромный майский жук. Не удивительно, что жук сбил его с ног, ведь жуки очень большие, а человечки из Цветочного города — очень маленькие. Незнайка поднялся с земли, посмотрел кругом, но не увидел ничего кроме яркого солнца на небе. И тогда он подумал: «Наверное, это на меня с неба кусочек солнца упал!».
     Соглашусь, что салафизация есть. Причём масштабная. Это не секрет, и я не могу отрицать очевидных фактов. Реальная угроза политической и идеологической экспансии религиозных радикалов из-за рубежа, экстремизма и терроризма тоже существует.
     Но солнце не виновато.
     Никто никого не внедряет!
     Просто поверьте мне, старому параноидальному конспирологу с многолетним стажем.
     Однако, не отрицаю и того, что в нужный момент какой-нибудь нечистый на руку делец, может сыграть на этой шальной карте. Мы ведь уже наблюдали воочию при событиях на Куштау как это может повернуться боком для всех нас вместе взятых.
     Ну тогда почему всё это происходит?
     Да потому что основная масса имамов, к великому сожалению, не имеет элементарного религиозного образования и до сих находится в плену стереотипов времён брежневского застоя. Иҫәпкә бар, һанға юҡ. Поэтому они молчат (боятся? Но чего?) там, где необходимо конструктивно высказываться. И говорят (льют воду) там, где надо молчать. Дарят друг другу медали и грамоты, осваивают гранты на покупку бильярдных столов и прочее.
Большая часть мухтасибов РБ не отличает условных фулейджов, сиддикханов и раслянов от нормальных традиционных суннитских учёных древности, а кое-кто открыто демонстрирует и продвигает у себя на районе умеренных ультра-современных салафитов-мадхалитов (хотя умеренный салафит это тот ещё оксюморон. Примерно, как умеренный фашист или живой мертвец).
     Сквозь сладкий одурманивающий туман велеречивых слов они не замечают, что с молчаливого согласия большинства мухтасибов и членов президиума, высокообразованных учёных вытесняют из системы духовного управления РБ и заменяют их на абсолютно пустых людей.
     Таких примеров много, приведу лишь один. Это уважаемый мной Руслан хазрат Саяхов, которого я знаю больше 20 лет лишь с хорошей стороны. Между нами есть разногласия в каких-то мелких вопросах. Признаюсь честно, пару раз я его подводил из-за присущей многим муллам вальяжной медлительности.
     Он – знающий человек с большой буквой.
     Руслан хазрат приложил титанические усилия в деле образования и просвещения имамов РБ.
     Начал выпускать тетради для имамов и мухтасибов, на регулярной основе проводил аттестацию. Делал разумные шаги, чтобы хотя бы чуть чуть поднять квалификацию религиозных деятелей.
     А что в итоге? Его взяли и технично «выкинули» из ДУМ РБ.
     Забыли, что именно Руслан хазрат налаживал связь с «благодарными» студентами в Египте, в том числе с нынешним муфтием.
     Вложил огромный труд в издание книги к столетию муфтията (только на первых страницах которой почему-то стоит поэт-песенник (или кто он там по профессии?) Тимур Валитов.
     Он был неким знаком, что в ДУМ, как ни странно, хоть кто-то владел научным арабским. Это вам, уверяю, не шуры муры точить.
     Руслан хазрат был научным консультантом, нужда в котором, как показывают недавние «шедевральные» ролики про тахарат и намаз, была архиважна. С кадыком и тахиятом такого грубого прокола не случилось бы.
Саяхов на сегодняшний день был бы единственным кадром ДУМ РБ с дипломом высшего образования мусульманского университета.
     Вы думаете, что кто-то слово сказал в его поддержку? Нет, все сочувственно пошептались за кулисами, поворчали и забыли.
     И таким образом Саяхов стал где-то десятым (!!!) ценным кадром, выдавленным из ДУМа или, вообще, из республики посредственными серыми муллами. (После уже покойного Абдульбари, Азата, Ильшата, Салавата, Ишмурата, Олега и т.д. Вам эти имена не о чем же не говорят, правда?..)
     Зато как ликовали салафиты, ведь они наконец-то избавились от заблудшего «ошорита, хонофита и конченного суффиста»!
     Конечно, я безмерно рад за Булгарскую Академию, которые смогли получить такой ценнейший кадр, но для нас — это трагедия республиканского масштаба. Мало кто из имамов это понял, а негативные последствия будет расхлёбывать простой народ. Или уже расхлёбывает…
     Салафитскими новшествами народ не согласен. Во многих районах РБ слышен тихий ропот, где-то перерастающий в обращения к Президенту РБ. Но конструктивного диалога я пока не слышал. РФ — светское государство и не может вмешиваться в религиозные вопросы, поэтому ответ за неряшливую ситуацию в религиозной сфере целиком и полностью несёт ДУМ.
     А уже потом, как следствие тотальной неграмотности и инфантильности имамов РБ, вполне закономерным является профанация и постепенный демонтаж дорогой и любимой для любого башкира организации ДУМ РБ. Да, пока он ещё полностью не развалился и напоминает старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением.
     Но не надо быть Вангой, чтобы предугадать сценарий развития событий. Крах ДУМ РБ неминуем, если не принять каких-то мер... Ну как тут не поверишь в конспирологическую версию, что нынешние дела в ДУМе изначально закладывались для того, чтобы «слить» ДУМ (нет, не в унитаз) а в ЦДУМ. Тауба астагфирулла!
     Ведь кто-то из активистов уже предлагает ЦДУМ как единственную альтернативу. Особенно актуальным это стало после горячих дебатов в чатах ДУМ РБ насчёт мазхаба, мавлида и акиды (скрины этих диспутов я бережно храню у себя в телеге в общем чате). Говорят, раз неладно в ДУМ РБ, перейдём к Тажетдин хазрату.
     Признаюсь, на досуге тоже думал в этом направлении. И пришёл к выводу, что, увы, со мной, например, это не созвучно. Родственники мои, особенно мама, скажут: «Кит, һин ниңә татарҙарға һатылдың!” Так что лично для меня это не вариант. Но никого не осуждаю. Вольному воля!
     Хотя и говорят, что от перемены мест слагаемых, сумма не поменяется, все же лично для меня есть разница между таким фразами: кровь с молоком и молоко с кровью. Математические правила не всегда применимы в каких-то жизненных ситуациях.
     Так что ДУМ РБ надо спасать! Мягко и по-доброму, без шельмования, навешивания ярлыков и прочей инквизиции.
     Как исправить ситуацию? Ну это уже будет тема моего следующего письма. Но это не факт.
     P. S.: Забыл ещё добавить о «нереальной текучке кадров». Устанете считать, сколько человек побывало в ДУМ и ушло с разочарованием.
     P. P. S.: между делом, как говорит сейчас молодёжь, решил пранкануть. Башымды дуракка һалып, обратился в самые разные духовные управления РФ и стран бывшего СНГ. И вы знаете, везде без исключения, мне дали исчерпывающие ответы, кто-то коротко и вежливо, а с кем-то даже весьма мило побеседовали, несмотря на поздний час. А теперь попробуйте угадать с трёх раз, что мне ответили в ДУМ РБ (немного утрирую, конечно).      Видеоответ приложил к письму.
     Ищу упоминание про мытье кадыка при малом омовении вот уже который день! Неужели нигде такого нет, даже слабого мнения?😱
     И даже не очень грамотные саляфитские старцы говорят, что лицо не там: https://youtu.be/B4unCNLzqjI
     Это, вообще, как — лицо под челюстью и макушка уха?
     Еще, неужели в видео сказано, что салават — это шарт намаза? Или я ошибаюсь?
     Все так плохо с ханафитским мазхабом в ДУМ РБ? Проясните мне, пожалуйста, ситуацию!
     Что происходит?

     💾 Фатава Хиндия — Книга намаза — Описание намаза — Ваджибы намаза
وَالتَّشَهُّدُ أَنْ يَقُولَ التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّبَاتُ السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النبي وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ أَشْهَدُ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ كَذَا في الزَّاهِدِيِّ
Ташаххуд — это сказать:
     - التَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَالصَّلَوَاتُ وَالطَّيِّبَاتُ / ат-Тахиййяяту лиЛляяхи уас-салауаату уат-таййибаат / Все приветствия Аллаху, молитвы и благие слова;
     - السَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النبي وَرَحْمَةُ اللَّهِ وَبَرَكَاتُهُ / ас-Саляяму 'аляйка аййюхан-Набиййю уа рахматуЛлаахи уа баракаатух / Мир, тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословение;
     - السَّلَامُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ / ас-Салямму 'алянаа уа 'аляя 'ибаадиЛляяхис-саалихыын / Мир нам и праведным рабам Аллаха;
     - أَشْهَدُ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ / Ашхаду алляя иляяха илляЛлаах / Свидетельствую, что нет Божества кроме Аллаха
     - وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ / Уа ашхаду анна Мухаммадан 'абдухуу уа расуулюх / Также свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.
     Так передано в аз-Захидий (الزَّاهِدِي).
وَهَذَا تَشَهُّدُ عبد اللَّهِ بن مَسْعُودٍ وَالْأَخْذُ بهذا أَوْلَى من الْأَخْذِ بِتَشَهُّدِ ابْنِ عَبَّاسٍ رضي اللَّهُ عنهما كَذَا في الْهِدَايَةِ
И это [вышеприведённый текст] — ташаххуд 'Абдуллы бин Мас'уда. И брать этот [ташаххуд для практики] предпочтительнее, чем брать ташаххуд Ибн 'Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими). Так передано в аль-Хидая (الْهِدَايَة).
     📌 Источник: https://t.me/getfatwa_fatawa_hindiyyah/1329
     https://youtu.be/3NdHKnEeyYE
     Записи вызвали резонанс. Не только у салафитов.
     Увы, в статье, пронизанной горьким сарказмом, некоторые увидели лишь милләтчелек (национализм). Жаль!
     Логичен вопрос, а кто должен переживать за своё Духовное Управление?
     Кому нужен ДУМ РБ, если не башкирам? Позор и еще раз позор миллиону башкир, если они потеряют то, что как аманат оставили наши бабушки и дедушки!
     Никто не спорит с тем, что некоторые татары тоже любят и переживают за ДУМ РБ. Это нормально, как и то, что и я никогда не скрывал своих симпатий к ДУМ РТ. Первая любовь не забывается. Год назад мне сделали жёсткий выговор за то, что при личной встрече с А. Биргалином я предложил активней перенимать полезный опыт татарстанского муфтията.
     Мы в первую очередь – мусульмане. Это очевидно. А потом идет нация (этнос, племя и род). Оба понятия друг другу не противоречат. Разве исламизация тюркских народов более чем 1000 лет назад привела к их исчезновению или арабизации племён и родовой системы? Наоборот, произошла некая, условно говоря, тюркизация Ислама.
Но у татар есть блистательный ДУМ РТ, стабильный ЦДУМ, храбрый ДУМАЧР и ещё много других самых разных муфтиятов.
     А у башкир — лишь дышащий на ладан ДУМ РБ. Разве это не объективный факт?
     Кто в этом виноват мы приблизительно определили. Следующий вопрос на повестке: «Что ДУМ должен делать»?
     Не буду говорить, что ДУМ РБ – это своеобразный буфер между светским государством и мусульманами. Это все понимают. Государство отделено от религии, но народ всегда нуждается в религиозных услугах.
     Поэтому важнейшая функция любого ДУМа – контроль за надлежащим выполнением фарзов кифая (коллективных обязанностей мусульман).
     Помню однажды, после моего шумного, но безрезультатного выступления на совете улемов при ДУМ РБ, Салах Сукбай достаточно укоризненно взглянув на мой простой аляповатый вид, с грустью молвил:
«Кадров у нас нет! Кадров!»
     Я не стал вслух возражать утончённому интеллигентному аксакалу, хотя тотчас мысленно парировал ему: «Чтобы отведать картошку, надо хотя бы её посадить, ухаживать за ней, а уже потом собирать урожай!» Тогда, то, что я говорил про проверенные веками классические учебные тексты по акиде и фикху (Тахавия, Нуруль-Идах) из всех присутствующих в тот день на совете, мне кажется, поняли только Саяхов и покойный Малахов.
     📌 ДУМ должен готовить, аттестовывать и присматривать за имамами.
     В первую очередь, имею в виду сферу услуг, связанную с похоронами, никахами и имянаречениями.
     Имянаречение и никах ничем не отличается по сути ни у министра, ни у врача. Разве что, антуражем и декорациями. В саване мы тоже все равны. Будь ты хоть трижды чиновник, миллиардер, бедный учитель или комбайнёр. Всех одинаково помоют, завернут в белые одеяния, прочитают погребальную молитву и похоронят.
     При условии, если попадёшь в правильные и знающие руки. А если нет, то все родственники покойного, население села, деревни, города будет отвечать за этот проступок перед Всевышним! Но основной груз ответственности ляжет на ДУМ.
     С имянаречением, никахом и похоронами шутить нельзя!
     Поэтому, хотя я и не имею ничего против личности некоторых мухтасибов и имамов, но настаиваю на том, что они должны избираться в соответствии с уставом ДУМ РБ и разбираться в базовых вопросах вероубеждения и фикха (исламского права).
     Должны уметь читать Коран на арабском языке, знать и понимать основы вероубеждения из акиды Тахавии, разбираться в вопросах учебника по ханафитскому фикху «Нуруль-идах» (и крайне желательно изучить «Сады праведных» имама Навави по тасаууфу).
     📌 Необходимо возобновить аттестацию.
     Причём проходить её должны как обычные имамы, так и «зазвездившиеся» мухтасибы. Без лишних слов, нытья и пустопорожних разговоров в пользу бедных.
     Ввести единую систему обучения, иначе видите же даже на намазах – кто в лес, кто по дрова. Господи, как теперь забыть про «прокол» с тахаратом и намазом!?
     📌 Также ДУМ РБ должен контролировать надлежащее проведение пятничных и пятикратных молитв. Если мухтасиб целого района не умеет правильно читать тахият, то что говорить про простой народ?
     Вопрос: «Будет ли действительна его молитва с неправильным тахиятом? А что с молитвой тех, кто молится за ним?» ведь так и остался открытым…
     Есть мечети ДУМ РБ, которые проводят «удивительные» пятничные богослужения с одним азаном и, как следствие этого, без 4-ех ракаатных суннат-намазов до фарза. Никак не пойму, зачем оставлять то, что узаконено сподвижниками, رضوان الله عليهم, в пользу куцого мнения какого-то не очень грамотного современника? Это же даже курам не смешно!
     На подходе благословенный месяц Рамадан. Осталось примерно 40 дней. Начиная со времён сподвижников, رضوان الله عليهم, мусульмане всех классических правовых школ испокон веков читают таравих по 20 ракаатов. А что мы видим в последние годы? Кое-где в некоторых районах РБ албанский мазхаб победил и задавил традиционную школу ахлуссунна.
     Важна просветительская работа с населением.
     📌 Именно ДУМ РБ должен доносить до прихожан вкусное и полезное наследие ахлиссунны (традиционного суннитского Ислама), а не вредный модернистский неждийский (ваххабитский, в научном смысле этого слова) фастфуд в яркой упаковке. Мухтасибы и имамы должны научиться хотя бы уметь отделять котлеты от мух.
     Почему простой люд должен «травиться» ядовитой криптокришнаитской акидой с триединым супер-таухидом и недоделанным албано-сиддикхановским мульти-мазхабом?
     В чем их вина?
     Кто за это отвечает? Вопрос риторический.
     Что должен ещё делать ДУМ? Таких важных дел очень много!
     📌 Издание качественной, проверенной, выверенной и актуальной литературы для простых мусульман. На башкирском языке, в том числе… Не побоюсь этого слова, но башкирская интеллигенция ждёт и готова пойти навстречу, но крен ДУМа в сторону нетрадиционных исламских ценностей пугает их…
     📌 Работа над дореволюционными рукописями, коих наверняка много по разным уголкам архивов, складов и т. д.
     📌 Проводить детские мероприятия, которых почему-то почти не видно. Раз два и обчёлся… А если и видно, то в основном, – это инициатива мусульман, не имеющих к ДУМу никакого отношения.
     📌 Организовать отбор и отправку способных студентов в серьёзные учебные заведения. Подчёркиваю, именно способных! И именно в серьёзные исламские ВУЗы.
     Соседи-татары открыли целую Академию – вопрос: сколько мы туда хотя бы отправили человек, если сами открыть не можем?
     📌 Конкурсы Корана из года в год проводят одни и те же имамы. Часто, не благодаря, а вопреки обстоятельствам. А сколько они после этого получают «пинков благодарности», упаси Господи, никто даже и не представляет.
     📌 Дни арабского языка и где вообще популяризация коранического арабского? Много ли мухтасибов и имамов говорят и пишут на арабском?
     📌 Финансирование и поощрение отличившихся, да и просто ценных кадров. Когда один из мухтасибов как-то «заикнулся» про то, что в Татарстане активным имамам дарят машины, его «запинали» морально самым жесточайшим образом. Что, если сами не можем, можно тупо осмеять кого-то и вопрос решён что ли? Можно ли считать подобное поведение нормальным?
     Скажу лишь, что это очень скромный список. Малюсенький. Дел гораздо больше. Я не написал про тюрьмы, детдома, хосписы, дома престарелых, сбор ушра и ещё много чего. Просто сравните один муфтият с другим. Мало не покажется.
     Продолжение следует… إن شاء الله تعالى
     Скорее всего темой пятого письма будет: «Чем мы, простые мусульмане, можем помочь ДУМ РБ?» или «А король-то голый!» Но это не точно, так как есть и другие мысли и зарисовки…